четверг, 21 сентября 2017 г.

Как создать загрузочную флешку с Windows 10 в Linux

windows 10
Иногда, соседи мне приносят свои компьютеры, для того чтобы я переустановил им Windows, и хотя я и не пользуюсь этой операционной системой, но загрузочная флешка с Windows 10 должна быть всегда под рукой.
Но не всегда получается так, чтобы была готовая флешка, и иногда приходится скачивать Windows с официального сайта, и записывать по новой, и вот как я это делаю.
Существует много способов для создания загрузочной флешки с Windows из под Linux, и я покажу те, которыми я пользуюсь.
Во-первых, загрузите ISO-образ Windows 10 из официального сайта Microsoft.
Я выбрал Windows 10 Anniversary, но вы можете выбрать другую версию. Ссылка для загрузки видна пользователям на компьютере под управлением Linux. После загрузки следуйте приведенным ниже инструкциям.
скачать windows 10

Создание загрузочной флешки Windows 10 для прошивки UEFI

Этот метод работает только для прошивки UEFI. Вы создаете таблицу разделов GUID на вашем USB-накопителе, создаете на нем файловую систему FAT32, а затем монтируете образ ISO Windows 10 и копируете эти файлы на свой USB-накопитель. А теперь по-подробней.
Для этого способа вам понадобится редактор разделов GParted. Пользователи Ubuntu могут установить его с помощью команды.
sudo apt install gparted
Затем вставьте USB-накопитель в компьютер. Убедитесь, что вы создали резервные копии важных файлов с вашего USB-накопителя. Затем запустите Gparted. 
Выберите свой USB-накопитель в раскрывающемся меню в правом верхнем углу. У меня он называется /dev/sdb, возможно, у вас будет отличатся.
windows 10
Убедитесь, что все разделы на вашем USB-накопителе размонтированы. Чтобы размонтировать раздел, просто щелкните правой кнопкой мыши и выберите размонтировать.
Удалите все лишние раздели с вашей флешки, для этого просто щелкните правой кнопкой мыши и выберите удалить.
Затем в строке меню выберите «Устройство» > «Создать таблицу разделов».
gparted
Выберите GPT в качестве типа таблицы разделов и нажмите «Применить».
windows 10 uefi
Затем щелкните правой кнопкой мыши на нераспределенном пространстве и выберите «Новый», чтобы создать новый раздел.
windows 10 uefi
Измените тип файловой системы с ext4 на fat32 и нажмите «Добавить».
windows 10 linux
Затем нажмите зеленую галочку на панели инструментов, чтобы применить все операцию. Как только это будет сделано, закройте GParted и найдите скачанный образ Windows 10 в файловом менеджере. Откройте его с помощью “Подключения образов дисков”.
windows 10 ubuntu
Скопируйте все файлы на вашу флешку.
windows 10 flash
Как только копирование завершится, вы можете перезагружать компьютер и установить Windows 10 в режиме UEFI.

Создание загрузочной флешки Windows 10 для компьютера с Bios Legacy

В этом примере, я покажу как создать загрузочную флешку с Windows 10 для компьютеров, которые не поддерживают UEFI, а используют Bios Legacy.
WoeUSB – это форк WinUSB. Оба они являются ПО с открытым исходным кодом (лицензированным в GPL) для создания загрузочных USB-накопителей Windows на платформе Linux, но это приложение не обновлялось с 2012 года, но все же очень хорошо справляется со своими обязанностями. 
Чтобы установить WoeUSB в Ubuntu 14.04/16.04/17.04, вы можете использовать репозиторий. Просто откройте терминал и введите команды
sudo add-apt-repository ppa:nilarimogard/webupd8
sudo apt update
sudo apt install woeusb
После установки, вы можете удалить репозиторий командой
sudo add-apt-repository --remove ppa:nilarimogard/webupd8
Найдите установленное приложение WoeUSB в вашем меню приложений
woeusb
Вы также можете запустить его из терминала
woeusbgui
Это приложение очень просто использовать. Выберите образ Windows ISO и вашу флешку USB.
woeusb ubuntu
Затем дождитесь завершения установки.
После этого вы можете использовать загрузочный USB-диск для установки Windows 10 на свой компьютер.
Последним способом создания загрузочной флешки, вы сможете установить Windows 10 на компьютеры как с UEFI, так и с Legacy Bios.
А как вы создаете загрузочную флешку? Поделитесь пожалуйста в комментариях. 

вторник, 12 сентября 2017 г.

Как сделать раздел жесткого диска доступным нескольким пользователям

Данная заметка написана для начинающих пользователей Linux. В ней описывается как примонтировать раздел жесткого диска таким образом, что бы у нескольких пользователей в системе были права на доступ к файлам (на чтение и запись). Вся информация подходит только для файловых систем использующих unix права доступа (таких как ext3, ext4 и т.п.) и не подходит для файловых систем NTFS и FAT.
Допустим, у нас есть два пользователя состоящие в разных группах
sudo cat /etc/passwd

ruslan:x:1000:1000:Руслан:/home/ruslan:/bin/zsh
marina:x:1001:1001:Марина:/home/marina:/bin/bash
В данном случае файл созданный одним пользователем не может быть прочитан или изменен другим пользователем. Нам же необходимо сделать так, что бы у обоих пользователей по-умолчанию была возможность просматривать и редактировать файлы друг друга. Для этого добавляем новую группу users(можно назвать её как угодно):
sudo groupadd users
Добавляем в данную группу наших пользователей:
sudo gpasswd -a ruslan users
sudo gpasswd -a marina users
Теперь подключим наш раздел жесткого диска. К примеру, мы хотим смонтировать раздел в директорию /mnt/data. Добавляем запись в файл /etc/ftab:
UUID=298cf7e7-634e-4f21-bd49-358cb02de76c    /mnt/data   ext4    defaults    0 2
В поле UUID вы должны прописать идентификатор своего раздела, который можно узнать выполнив команду sudo blkid.
Создаем необходимую директорию и меняем её группу на users:
sudo mkdir /mnt/data
sudo chgrp users /mnt/data
sudo chmod g+s /mnt/data
Последней командой мы выставляем бит setgid для директории. Данный бит нужен для того, что бы создаваемые в директории файлы наследовали группу этой директирии, вместо группы пользователя создавшего файл. Таким образом все новые файлы будут принадлежать группе users и пользователи смогут совместно работать с ними. Все создаваемые поддиректории также будут автоматически получать бит setgid.
Теперь можете смонтировать директорию (sudo mount -a) и начинать работать с расшареным диском. Хочу отметить, что всё вышесказанное подходит не только для создания общедоступных дисков, но и для совершенно любой директории на существующем диске (просто включите директорию в необходимую группу и установите бит setgid).

понедельник, 4 сентября 2017 г.

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ PHPMYADMIN

 Управление базами данных — один из самых важных моментов в разработке веб-сайтов приложений и других программных продуктов. Для многих программ нужно вручную создавать базы данных перед тем, как они смогут быть установлены и настроены. Если вы используете хостинг, то там есть веб-интерфейс для решения таких задач, но на VPS все придется делать вручную, через терминал или использовать phpmyadmin.
Это очень популярный инструмент для управления базой данных mysql. Здесь вы можете сделать практически все, начиная от создания базы данных и настройки прав доступа до создания пользователей и резервного копирования. В этой статье мы рассмотрим как пользоваться Phpmyadmin для решения своих задач.

КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ PHPMYADMIN

Первое что вам предстоит после установки phpmyadmin — это открыть веб-интерфейс и авторизоваться в нем. Обычно веб-интерфейс доступен по адресу:
http://адрес_сайта/phpmyadmin
Это если вы ничего не меняли. Просто откройте этот адрес в браузере.

1. АВТОРИЗАЦИЯ

Когда вы откроете указанный выше адрес, перед вами откроется поле ввода логина и пароля. Я буду использовать суперпользователя, поскольку я собираюсь создавать базы данных, создавать новых пользователей и управлять их правами. Если вам нужно только выполнить SQL запрос как базе данных пользователя, то можно использовать его. В mysql для каждого пользователя можно прикрепить базу данных, к которой у него будет доступ что очень удобно.
Теперь вы знаете как войти в phpmyadmin.

2. ПЕРВОНАЧАЛЬНАЯ НАСТРОЙКА

Обратите внимание на самый низ окна, здесь программа сообщает о наличии новой версии и о том, что не все возможности активированы. Программа предлагает создать базу данных phpmyadmin и сохранить туда все ее настройки. Согласитесь на это предложение:
Здесь может быть выполнена настройка phpmyadmin, но я не советую вам тут что-то менять.

3. ИНТЕРФЕЙС

Теперь пора более детально остановиться на интерфейсе программы. Перед вами открылось главное окно, оно выглядит вот так:
Условно его можно разделить на несколько частей:
  • Боковая панель — находится слева, тут отображается вертикальный список доступных для вас в данный момент баз данных, а также их таблиц. Вы можете развернуть каждую из них чтобы посмотреть таблицы. Также тут есть быстрые кнопки — обновить, домой и так далее;
  • Главное меню — это полоска, которая находится под именем сервера. Именно с помощью нее мы будем перемещаться по различным возможностям программы, таким как базы данных, пользователи, экспорт и импорт и так далее;
  • Рабочая область — тут отображается рабочая информация, сейчас, в главном окне тут находится информация о сервере, в других же случаях может находится содержимое базы данных или поле ввода текста.
Как видите, все довольно просто, несмотря на то, что на первый взгляд, интерфейс может показаться сложным.

4. СОЗДАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ

Теперь нас интересует первая вкладка меню. Базы данных. Здесь вы увидите список доступных вам баз данных, а также поле для создания новой базы над ними. Введите в это поле имя для новой базы, а затем выберите кодировку utf8-general-ci:
После этого нажмите кнопку «Создать». Будет создана новая база данных, и вы сразу перейдете в нее. Теперь вы управляете только ею и главное меню немного изменилось.

5. СОЗДАНИЕ ТАБЛИЦ

Обычно, различные движки создают себе сами таблицы, но на случай, если вы захотите создать базу данных phpmyadmin для собственного приложения, мы рассмотрим как делать таблицы. Как только вы попали на вкладку «Структура», вам будет выведен список доступных таблиц, а также возможность добавить новую. Введите имя таблицы в поле, а также выберите количество столбцов.

На следующем шаге нам предстоит выбрать типы данных для столбцов и их имена:
Я создам четыре поля:
  • id — формат INT, длина 255, AUTOINDEX, автоматически увеличивается для каждой новой записи, PRIMARY — используется как первичный ключ для ускорения поиска по этому полю;
  • time — формат TIMESTAMP — временная метка в формате Unix, CURRENT_TIMESTAMP — автоматически устанавливается текущее время когда создается запись в этом поле;
  • name и lastname — обычные строки VARCHAR длиной 1024 символа;
Внизу окна можно еще выбрать тип движка таблиц. Самый популярный — InnoDB, он самый производительный, но требователен к ресурсам. Можно еще выбрать AriaDB, но тогда производительность упадет. Когда завершите, нажмите кнопку «Сохранить» в самом низу:
Далее вы попадете на страницу этой таблицы и меню снова изменится. Тут вы можете настроить связи между таблицами, изменить ее структуру, добавить новые поля, выполнить поиск и вставить новые записи.

6. ВСТАВКА ЗАПИСЕЙ

Phpmyadmin позволяет делать практически все с таблицами баз данных, самое простое, что мы можем сейчас сделать — это вставить новую запись. Для этого перейдите на вкладку «Вставить»:
Здесь вы можете вставить несколько записей за один раз. Заполнять нужно только те поля, для которых не были заданы значения по умолчанию — name и lastname.
Когда завершите, пролистайте в самый низ и нажмите «Вперед». Здесь же можно установить количество полей, которые вы хотите добавить.

Далее перед вами откроется либо редактор SQL с только что выполненным запросом, либо обзор полей таблицы:

7. ВЫПОЛНЕНИЕ SQL ЗАПРОСА

Если вы не знаете как пользоваться phpmyadmin для выполнение того или иного действия, но знаете как его выполнить через SQL, то это не проблема в phpmyadmin можно выполнить любой SQL запрос. Для этого в меню таблицы или базы данных перейдите на вкладку SQL:
Сразу же тут вы найдете различные шаблоны для запросов.
Или можете ввести нужный запрос сами, вручную. Для выполнения запроса нажмите «Вперед». Перед вами откроется результат запроса, если были получены какие-либо поля, то они будут выведены, если же нет, то просто будет выведено сообщение о том что все прошло успешно.

8. СОЗДАНИЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

С основными операциями над базой данных мы разобрались, как вы могли убедится, работа с phpmyadmin очень проста, теперь давайте рассмотрим как настроить привилегии. Сначала нам нужно создать пользователя для базы данных. Для этого перейдите на домашний экран, а затем выберите «Учетные записи пользователей»:
Здесь отображен список всех пользователей, если вы авторизовались не от имени root, то, возможно, вам придется выйти и авторизоваться заново. Под списком есть ссылка «Добавить учетную запись пользователя»:
Тут вам нужно заполнить несколько полей. Во-первых, это имя пользователя. Оно может состоять из символов английского алфавита, цифр или дефиса, другие символы использовать можно, но лучше не нужно во избежание проблем. Следующее поле — это хост, с которого сможет авторизоваться этот пользователь, по умолчанию установлено значение %, это любой хост. Но нам нужно чтобы пользователь мог войти только локально, поэтому пишем localhost. Следующие два поля — пароль:
Чуть ниже вы можете создать базу данных с таким же именем, как у пользователя, или же настроить для него глобальные привилегии. Когда завершите, нажмите «Вперед».

9. ПРИВИЛЕГИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ

Еще нам нужно дать пользователю возможность работать только с одной базой данных. Поэтому после создания пользователя откройте его в списке и перейдите на вкладку «База данных»:

Здесь вам нужно выбрать базу данных, к которой у пользователя будет доступ, например, site-control:
Дальше нажмите «Вперед». На следующем экране вам нужно отметить права, которые будут у пользователя на эту базу, можно просто нажать «Отметить все»:
На вкладке «Глобальные» вы все еще можете изменить глобальные привилегии пользователя.

10. ЭКСПОРТ И ИМПОРТ

Резервное копирование базы данных имеет очень важное значение. И эту функцию вы можете выполнять с помощью Phpmyadmin. Для этого перейдите на вкладку «Экспорт»:
В быстром режиме можно выполнить резервное копирование всех баз в формате SQL. Просто нажмите «Вперед»:
Для импорта перейдите на вкладку «Импорт» и выберите файл *.sql из которого вы хотите импортировать команды.